Мой дед, Токтасынов Канапья родился в 1899 г. в Казахской ССР, Павлодарская область, Железинский район, с. Боскут. В возрасте 40 годов был призван на фронт. Был призван Урлютюбским РВК. Воевал на Юго западном фронте. Участвовал в битве под Сталинградом, там же получил осколочное ранение в ногу гаубичным снарядом, оторвало мышцы правой ноги и большой палец на руке. В 1943 году был комиссован домой.
После войны жил в селе Жанабет Железинского района. Пользовался большим авторитетом у сельчан, слыл набожным человеком, читал намаз. До 70 лет ездил верхом на коне. Жена его, то есть наша бабушка Касымханова Макпоз тоже до глубокой стрости читала намаз. Очень уважала мужа, он был старше ее на 15 лет. Вышла бабушка наша замуж в 15 лет, по современным меркам, уже за взрослого 30-летнего мужчину. Родились у них 12 детей, но, к сожалению, ни один не выжил. Бабушка рассказывала, что ребенок доживал до 10-12 лет, становился уже полноценным помощником в семье. Я помню, что бабушка говорила, о том как они с отцом возили дрова с леса. Отец рубил, дети собирали. Отец с матерью не могли народаваться, но ребенок потом чах и умирал. И так с каждым. 12 раз. Даже не представляю, как они пережили такое горе, но знала, что бабушка от горя теряла разум. А дед мой держался. Он глава семьи, не подобает мужчине сдаваться. Иначе, наверное, и они сами бы заболели бы от горя и умерли бы.
Мой дед, Токтасынов Канапья родился в 1899 г. в Казахской ССР, Павлодарская область, Железинский район, с. Боскут. В возрасте 40 годов был призван на фронт. Был призван Урлютюбским РВК. Воевал на Юго западном фронте. Участвовал в битве под Сталинградом, там же получил осколочное ранение в ногу гаубичным снарядом, оторвало мышцы правой ноги и большой палец на руке. В 1943 году был комиссован домой.
После войны жил в селе Жанабет Железинского района. Пользовался большим авторитетом у сельчан, слыл набожным человеком, читал намаз. До 70 лет ездил верхом на коне. Жена его, то есть наша бабушка Касымханова Макпоз тоже до глубокой стрости читала намаз. Очень уважала мужа, он был старше ее на 15 лет. Вышла бабушка наша замуж в 15 лет, по современным меркам, уже за взрослого 30-летнего мужчину. Родились у них 12 детей, но, к сожалению, ни один не выжил. Бабушка рассказывала, что ребенок доживал до 10-12 лет, становился уже полноценным помощником в семье. Я помню, что бабушка говорила, о том как они с отцом возили дрова с леса. Отец рубил, дети собирали. Отец с матерью не могли народаваться, но ребенок потом чах и умирал. И так с каждым. 12 раз. Даже не представляю, как они пережили такое горе, но знала, что бабушка от горя теряла разум. А дед мой держался. Он глава семьи, не подобает мужчине сдаваться. Иначе, наверное, и они сами бы заболели бы от горя и умерли бы.
Так и жили, пока в семье уже пожилой пары не появилась в далеком 1957 году девочка. Наша мама - Манзиля. Да, на свой страх и риск бабушка взяла новорожденную девочку. И отдали они всю нерастраченную любовь и нежность ей одной. Баловали, растили, души не чаяли в ней. Когда мама окончила школу, несмотря на свою необразованность, старики приложили все усилия, чтобы их дочь вышла в люди. И мама получила высшее педагогическое образование, работала в школе и стала директорм Жанабетской школы, после опытного и талантливого руководителя Анафина Кажымурат мугалим. Не могу не вспомнить и другого легендарного учителя – Шаймардан мугалим. В моей памяти эти два учителя сохранились как два гиганта школы, как кладезь знаний, как наставники моей мамы.
Когда дедушка с бабушкой были уже старенькие, мама жила с родителями со своей семьей. В казахским семьях, как обычно бывает, девушка выходит замуж и покидает отчий дом, сын же остается с родителями. А мама была для своих родителей единственным ребенком, и сыном, и дочерью. Мама жила с родителями до последнего, она сама провела их в последний путь. К сожалению, пережила бабушку всего лишь на три года.
Дедушка имел отменное здоровье, сидел всегда прямо, разговаривал коротко и по делу, беседовал с такими же аксакалами, которые часто приходили к нам в дом.
В конце 80-х и в начале 90-х годов в Жанабете была традиция проводить курмалдыки, созывая дождь. Может и раньше были такие мероприятия, но я пишу, о том, что я сама видела. Собирался весь аул в лесу, варили мясо в больших казанах. Среди берез люди садились в круг группами и читался намаз, подавался бешбармак. И к великому моему удивлению, действительно, на второй день шел хороший дождь. Однажды, после такого мероприятия мой дедушка заболел, я помню, что он туда ушел сам, а назад уже привели, придерживая за руки мужчины села. С тех пор у дедушки начались проблемы с поясницей. Ему было больно ходить. Он часто сидел на крыльце. Я стала его правой рукой. Без меня он практически не выходил на улицу. Помню, на 9 мая, мы, ученики школы организовали небольшой концерт для ветеранов войны и сами подготовили подарки, сделанные нами из подручных материалов. Точно помню, что это была блестящая звезда, орден из зотого картона, с красными элементами. Я, конечно же, повела своего деда, как и каждый раз на 9 мая. Но именно в этот год, наверное, это был 1992 год, мне было тяжело идти, придерживая дедушку. Еле как мы дошли до школы и назад. Болезнь прогрессировала, деду становилось все хуже, он уже практически лежал, иногда сидел. Бабушка всегда его поддерживала, даже шутила с ним, пытаясь взбодрить его. Сама бабушка держалась молодцом, хотя на тот момент ей самой было уже почти 80 лет. Мы даже и не думали, что бабушке может быть тяжело уже варить нам обед и делать работу по дому, так как мама наша была все время на работе.
Ушел из жизни мой дед, Токтасынов Канапья, в возрасте 95 лет в кругу родных в селе Жанабет Железинского района в 1994 году. Он остался навсегда в моей памяти, как храбрый, добрый и любящий нас человек. Я горжусь, тем, что по воле судьбы именно человек с большой душой - Токтасынов Канапья стал моим дедушкой!